Cuba libre de Castro

Остров Свободы я всегда ассоциировал с Фиделем Кастро, но к тому времени, когда я добрался до этой страны, Фиделя уже не было в живых, а его брат Рауль отошел от дел. Получилось короткое путешествие по Кубе, уже свободной от Кастро. Или, что точнее, по Гаване, т.к. территорию столицы я не покидал.

На подлете к Гаване:

В аэропорту им. Хосе Марти:

Кстати, о Хосе Марти — популярной исторической фигуре на Кубе:

Хосе́ Хулиа́н Марти́-и-Пе́рес (исп. José Julián Martí y Pérez, 28 января 1853 — 19 мая 1895) — кубинский поэт, писатель, публицист, переводчик, философ и революционер, лидер освободительного движения Кубы от Испании. На родине он считается национальным героем, прозван «Апостолом независимости». В литературных кругах известен как отец модернизма.

Не могу не привести пару его известных цитат:

1. Родина — это алтарь, а не пьедестал (исп. La patria es ara y no pedestal).
2. Я не живу для славы, вся слава мира помещается в одном зерне кукурузы (цитата из письма генералу Антонио Масео, по-испански звучит так: Yo no trabajo por mi fama, puesto que toda la del mundo cabe en un grano maíz; Фидель Кастро в интервью телеканалу РТР в 2000 году сказал, что всё время носит листок бумаги с этой цитатой в кармане гимнастёрки).

Ил-96 и Ту-204 в составе парка Cubana:

А также потрепанный Ил-62, выведенный из эксплуатации:

Copa Airlines, которой довелось полетать пару лет назад:

После долгого торга с невменяемыми таксистами, я нашел одного в сторонке от терминала, который согласился довезти до гостиницы за 10 долларов. Остальные ломили цену вдвое-втрое больше.
Под четким моим GPS-контролем до гостиницы он меня довез. Находилась она на набережной Малекон в Старой Гаване — удобно с точки зрения доступности основных достопримечательностей:

Заселившись, отправился прогуляться по окрестным кварталам и центру:

Центр старого города выглядит достаточно грязным и ободранным. Периодически попадаются колоритно-маргинального вида местные товарищи, от которых рефлекторно хочется ждать не то ножа, не то просьбы поделиться наличностью (это после Гватемалы и Гондураса, где такое, говорят, сплошь и рядом). Тем не менее, Куба, пожалуй, единственная страна классической Латинской Америки, где я чувствовал себя вполне безопасно. Расслабляться там, конечно, не стоит, но откровенных намеков на криминал я не встречал (путаны не в счет 🙂 , их услуги в Гаване предлагаются на каждом углу). Отмечу еще огромное количество красивых кубинских девушек (кажется, не из древнейшей профессии), многие из которых одеты весьма и весьма откровенно.

Некоторые здания в центре отремонтированы. Обычно это международные центры или топовые гостиницы:

Длинная набережная Малекон идет ко входу в порт Гаваны, защищенный несколькими крепостями (не посещал). Прогулялся в этих краях:

Статуя Христа:

Памятник генералу Максимо Гомесу — одному из руководителей национально-освободительной борьбы кубинского народа:

Въезд в тоннель под Гаванским заливом:

Гаванский туннель является подводным туннелем, проложенным через канал де Энтрада. Он был построен в 1958 году французскими архитекторами накануне Революционной победы. Туннель, длинна которого составляет 733 метра, соединяет Старую и Восточную часть Гаваны, по обе стороны от него находятся уникальные исторические памятники и достопримечательности, такие как набережная города Малекон и крепость Эль Кастильо-дель-Морро.

Хосе Марти, Фидель и Че:

Около музея Революции:

Здание полностью ремонтируется:

Sloppy Joe’s Bar, как на Ки-Уэст:

Знаменитый бар «Sloppy Joe’s», прославленный в романе английского писателя Грэма Грина «Наш человек в Гаване», вновь открылся в кубинской столице. Заведение, где любили собираться известные художники, кинозвезды и писатели, приступило к работе после 50-летнего перерыва, сообщает Cubasi.cu.
Легендой бар в кубинской столице стал еще в прошлом веке, во время действия «сухого закона» в США. В те годы отдых на Кубе прославился среди молодых и богатых американцев не только жарким солнцем и теплым морем, но и азартными играми и неограниченной выпивкой. «Sloppy Joe’s» стал любимым заведением Кларка Гейбла и Джона Уэйна, а среди туристов стало традицией, посетив Гавану, фотографироваться в баре. Фотографировались здесь такие известные люди, как Эрнест Хэмингуэй, Алекс Гиннес, Ноэл Кауард. Отметим, что оба британских актера снялись в фильме «Наш человек из Гаваны», по одноименному роману Грина.
После того, как столица Кубы была занята революционными отрядами Фиделя Кастро, бар был национализирован и закрыт в 1965 году. В 2007-ом в «Sloppy Joe’s» начались реставрационные работы, а в апреле 2013 года заведение снова открылось. Власти Кубы рассчитывают, что бар привлечет в Гавану множество туристов.

Памятник Хосе Марти:

Капитолий и окрестности:

Юнеско выделило деньги на реставрацию архитектурного облика Старой Гаваны. Кое-где ремонт в процессе:

Скульптура «Фантастическое путешествие»:

Не нашел однозначного объяснения смысла композиции:

На площади есть любопытная статуя – голая лысая кубинка, восседающая на петухе с вилкой в руках. Трактовать художественный посыл автора можно по-разному, я предполагаю, что петух означает либо символ кубинской революции, либо мужское начало. Вилка означает, что главная забота кубинских женщин это вкусно поесть. Несмотря на свою наготу, на ногах у неё одеты изящные туфельки, что может означать любовь к знаменитым кубинским танцам. Лысая голова является образом лёгкомысленности кубинок. На лице можно заметить лёгкую задумчивую грусть, чего-то ещё ей не хватает.

Плаза-де-Сан-Франциско:

Рядом терминал круизных судов. Ошвартован лайнер «Majesty of the seas»:

Книжный магазин, где наряду с Хэмингуэем упомянуты Маяковский и Троцкий:

Утром я, огорченный, что не получается по времени посмотреть в Гаване все, что планировал, задумался: до отъезда в аэропорт было чуть больше трех часов, Гавана требовала продолжения исследования и с собой у меня были кроссовки (вроде бы сложно связать это все вместе?). Среди долгов к отработке у меня был зимний полумарафон в Королеве, который я вынужден был делегировать товарищу из-за собственного отсутствия в России в нужный день. В общем, все сошлось так, что я решил паробежаться по Гаване и досмотреть оставшиеся кубинские чудеса, фотографируя город на бегу (увы, телефоном), как в фильме «Yes Man».

Бегать в Гаване не так уж и здорово из-за приличного бензинового смога, но на набережной, тем более после ночного дождя, вполне терпимо. Начал с Малекона на запад:

Посольство США, относительно недавно переоткрытое в Гаване:

Пробежал всю набережную и вынужден был повернуть в город, вдоль реки Альмендарес:

Альмендарес:

Один из городских пляжей Гаваны, до которого я добежал, выглядел достаточно грязным. Купаться не стал, решив, что Нассау для этого более подходящее место:

Кварталы за рекой оказались ничем не примечательны, так что я развернулся и побежал в центр к площади Революции.

IT на Кубе существует:

Международный Красный Крест на Кубе:

Мост через Альмендарес:

В парке им. Джона Леннона:

Жилая застройка вне Старой Гаваны выглядит более приличной:

Мемориал Хосе Марти:

На площади Революции:

Vas bien, Fidel:

Ками́ло Сьенфуэ́гос Горриара́н (исп. Camilo Cienfuegos Gorriarán; 6 февраля 1932, Гавана, Куба — 28 октября 1959, в районе Флоридского пролива) — кубинский революционер, наряду с Эрнесто Че Геварой, Фиделем и Раулем Кастро считается ключевой фигурой Кубинской революции. Был очень любим революционерами и мирным населением за открытую улыбку и чувство юмора. Единственный выходец из рабочего класса среди первых лидеров революционного движения на Кубе.
Погиб при невыясненных обстоятельствах во время перелёта из провинции Камагуэй в Гавану.
В 2009 году, в честь 50-летия со дня смерти революционера, на одном из зданий на Площади Революции в Гаване появился портретный барельеф Сьенфуэгоса, выполненный из ста тонн стали. Подписью к портрету служат его знаменитые слова: «Всё хорошо, Фидель» (исп. Vas bien, Fidel). Эту фразу Сьенфуэгос произнёс 8 января 1959 года, когда Фидель Кастро заявил, что на месте военных казарм появится школа, и спросил у своего соратника «Я всё правильно делаю, Камило?».

Не уверен, что понимаю, о каком геноциде речь:

Пока бежал, увидел похоронную процессию, очевидно, провожавшую в последний путь кого-то из высших офицеров (судя по масштабам автоколонны «козликов»):

Революционное:

Команданте тоже был не чужд спорту:

Выбежал обратно на Малекон и финишировал недалеко от своего отеля:

Пробежал, в итоге, не особенно торопясь, но позитивно:

Люди Кубы очень колоритны, но в виду дефицита времени не было возможности их спокойно пофотографировать. Отдельно остановлюсь на автопарке Кубы, состоящем в том числе из старых советских машин и еще более старых американских:

В эту «шестерку» при мне посадили 6 человек 🙂 (интересно, сколько можно посадить в «десятку»):

«Тройка»:

«ЗИЛ» моего детства:

Мотоцикл «Ява»:

«КамАЗ»:

Периодически попалаются и относительно новые, уже российские модели «Lada» вроде Largus или Granta.

После пробежки позавтракал и отправился в аэропорт.

К сожалению, в аэропорту выяснилось, что я зря торопился: рейс «Bahamas Air» опоздал на 7 часов, которые я вынужден был провести в накопителе не очень уютного терминала. В конце концов, вылетел в Нассау: