Большое путешествие по Китаю — Еще одна версия

Альтернативное видение поездки в Китай.
Моя версия событий здесь.

14 сентября. Пекин. Гунгун.
15 сентября. Великая Китайская стена.
16 сентября. Пекин. Ихэюань. Храм Неба.
18 сентября. Яншо.
19 сентября. Яншо.
20 сентября. Яншо.
21 сентября. Рисовые террасы.
22 сентября. Фули.
23 сентября. Гонконг.
24 сентября. Гонконг.
25 сентября. Макао.
26 сентября. Перелёт в Шанхай.
27 сентября. Шанхай.
28 сентября. Сучжоу.
29 сентября. Шанхай. День последний.

Повествование ведется от лица девушки из нашей команды. Все фотографии сделаны ей. Оригинальная полноценная версия безвозвратно утрачена, однако благодаря агрегаторам, стаскивающим себе чужие отчеты о поездках, большую часть удалось восстановить.

От себя: 16 дней на китайской земле, 5 перелетов, 5 валют, 8 городов.

14 сентября. Пекин. Гунгун.
Прилетели. Аэропорт большой, современный и удобный. Немного вяло соображаем после почти бессонной ночи. На улице идёт дождь, а мы отправляемся в город. Первые наблюдения: у них платные дороги, гигантские развязки, и они непрерывное бибикают друг другу. Сперва мы думали, что это они такие все грубые и нетерпеливые, ну вроде как у нас, когда какой-нибудь «тормоз» на светофоре встанет. Оказалось, водители так заботу друг о друге проявляют. Скажем, обгоняет он тебя — бибикнет: осторожней, мол, я слева. Или в поворот крутой вписывается — тоже бибикнет, чтобы встречные аккуратнее были.

Начальный план нашего путешествия был довольно обширен, и первую его часть мы должны были преодолеть на поезде. Отправляемся на вокзал на пекинском метро. Конечно оно не как наше: не впечатляет красотой станций, зато очень удобно в нём ориентироваться, потому что все надписи дублируются на английском. Еще метро очень тихое: на перегонах можно разговаривать не напрягаясь. Кондиционеры в метро тоже понравились.

Приезжаем на вокзал, и что же? На ближайшие 4 дня — ни одного билета в нужном направлении! Казалось бы: до праздников далеко, но билетов все равно нет. Я, честно говоря, не сокрушалась по этому поводу: спать 4 дня подряд в поездах и рассматривать сомнительные, насквозь коммерциализированные достопримечательности не очень-то и хотелось.

После вокзала, решаем сразу же, с вещами, отправиться к главным достопримечательностям Пекина. Это площадь Тяньаньмэнь (переводится как Площадь небесного спокойствия) и Запретный город (он же Императорский дворец, он же Гунгун) — примерно как наша Красная площадь с Кремлём.
Дворец состоит из 9999 комнат (по легенде), парков, садов, террас, внутренних рек, жертвенников, укреплений, храмов. Эдакая копия Китая в миниатюре. Только император и его приближенные могли находиться на территории дворца. Простым смертным за нарушение этого правила грозила смерть. Ни то, ни другое не произвели на меня впечатления. Площадь — как площадь: вся в лесах и заборах. Дворец — большой, непонятный, с бесчисленными повторяющимися домиками и площадями. Наверное, надо было взять экскурсию. А может, впечатление было подпорчено огромным количеством туристов. Как оказалось позже, не было на нашем пути ни одной достопримечательности, которую бы мы созерцали в полном одиночестве. Везде толпы, толпы и толпы!

После часа гуляния по дворцу опять попали под ливень. Наверное, мы довольно забавно смотрелись со стороны: трое белых людей с рюкзачищами и с грудой фото-видеотехники наперевес. Наконец-то отправляемся искать себе ночлег по заранее известному адресу. На первый взгляд всё нормально: находится в центре, цены невысокие. Но! Минус-четвертый этаж. Так мы впервые познакомились с подземными хостелами. В целом, жить в таких можно, хотя конкретно в нашем не было кондиционеров, что весьма существенно при высокой влажности, температуре и отсутствии окон. Напоследок перед сном прогулялись по главной пешеходной улице Ванфудзин. Шумно, людно, предлагают отпробовать:
— шевелящихся скорпионов на палочке? Которых при вас зажарят (не решились)
— виноград в сахарном сиропе (вкусненько)
— попить сок непосредственно из кокоса (редкостная гадость)
От сувениров и безделушек глаза разбегаются, но сейчас — никак нельзя: шопинг у нас только в самом конце путешествия запланирован.

Вход во Дворец:

Внутри:

Монахи:

Навьюченные, мы идём на выход:

Центральный вокзал:

Метро:

Модница:

Ванфудзин ночью:

Животные на палочке, шевелятся:

Улочка вблизи хостела:

15 сентября. Великая Китайская стена.
Проснулись рано. В 6 утра возле хостела ждём автобус. А город уже не спит, на улице оживлённое движение: машины, пешеходы и огромное количество велосипедистов. Воистину, Пекин — город велосипедов! Для них есть специальные полосы на дорогах (хотя все на это плюют и ездят, где считают удобным), отдельные светофоры, парковки на каждом шагу. Эх, я бы тоже на работу так ездила!
Но вернёмся к нашему автобусу. Ехать-то не близко — три с половиной часа. В двух часах езды от города сквозь смог начинает проглядывать солнышко, а возле самой стены — синее небо. Ещё дома я представляла эту нашу прогулку как нечто лёгкое и необременительное с разглядыванием красивых видов по сторонам. Нда. Были там, конечно, ровные участки — метров по сто примерно. Всё остальное время стена либо круто поднимается, либо круто спускается. Неизвестно ещё, что сложнее (спуск или подъем): ступеньки высокие, полуобвалившиеся. Вверх ползёшь на четвереньках, вниз ковыляешь с одной мыслью: только бы не спотыкнуться на этих каменных развалинах. Плюс к этому, каждые пять минут нас атаковали бабульки и дедульки, продающие воду и открытки. К слову сказать, эти новообращённые бизнесмены с тяжеленными сумками полными бутылок чуть ли не бегом преодолевали подъёмы и спуски. Внушает уважение. Ну да ладно. Это всё пустое, потому что там действительно красиво. Потому что горы. Потому что, пока не оттопаешь себе хорошенько ноги, не прочувствуешь, насколько масштабна эта постройка… C каждого следующего холма открывается всё новая и новая цепочка башенок — всё дальше и дальше, пока не потеряется где-то в мутной дымке на горизонте.
За три часа прошли мы около восьми километров, а потом, умиротворённые, поехали домой. И опять скрылось от нас голубое небо, и только сквозь серую муть грустно смотрело на нас бледное солнце. Вернулись затемно и снова пошли гулять по городу. Некоторые наблюдения:
— молодёжь прямо на улице раскладывают столы и стульчики и играют в маджонг.
— очень многие ночуют на скамейках, причём это повсеместное явление. А по виду на бомжей совсем не похожи: обычно одетые люди.
— нашли длинную батарею из электроплит, они, оказывается, готовят прямо на улице!

Утро:

Стена и окрестности:

А потом мы нашли вот этого очаровашку. Он совершенно никого не боялся и позволял себя фотографировать:

Игроки в маджонг:

Уличная кухня:

16 сентября. Пекин. Ихэюань. Храм Неба.
Писать лень, буду только фотографии показывать.

Обычная улочка с магазинчиками:

Ихэюань — один из крупнейших и известнейших дворцовых парков. Служил резиденцией и садом китайским императорам.
Три четверти от площади парка занимает большое озеро и всяческие прудики. В сам дворец мы почему-то не пошли:

Вид на дворец с озера:

Чистильщик:

Храм Неба (Тян-Тан или как-то так):

17 сентября. Горы Хуашань.
Встаём затемно: нас ждёт самолёт. Прощаемся с Пекином и летим в город Сиань. Там в трёх часах пути на автобусе находятся горы Хуашань. Конечно, это не такие горы, когда с палатками и рюкзаками в 40кг идёшь месяц и в снег, и в солнце. Хуашань — горы вполне себе окультуренные, с каменными ступеньками, перилами, едальнями через каждые 200 метров и отельчиками на вершине. Для нас — самое то!

В начале маршрута — небольшой парк. Перед входом на ступенях сидит нищий. При нашем приближении начинает стонать. Подходим вплотную — стоны становятся душераздирающими. Отворачиваемся и отходим — замолкает. Ну что ж, у каждого своя работа.

Улочка у входа:

Вход изнутри:

Небольшой парк в начале маршрута:

В путь! Дорога ровная и прямая, кроме нас практически никого нет. Тут нам повезло: обычно восхождение все начинают рано утром, а мы вышли в районе четырёх часов вечера, и раздражающих толп нет. Настречу частенько попадаются дяденьки с тюками или большими заплечными корзинами. Это носильщики, с утра и до вечера они поднимают наверх продукты и воду, а спускают мусор. А подъём до верха не особо маленький — несколько часов шагать по крутым ступеням. Вместе с тем, это удивительно весёлые люди. Они улыбаются, поют, некоторые мелодии на флейте наигрывают. Один, увидев, как мы удивлённо его разглядываем, начал пританцовывать, и это всё на ходу, с мешками на плечах.
Другой, ещё издалека услышав иностранную речь, начал исполнять для нас нечто среднее между «happy new year» и «happy birthday». Нигде я не встречала такой открытости и доброжелательности.

Идём дальше, наслаждаясь тишиной и прохладой. Тропа петляет вдоль ручья. Вокруг горы из непривычного белого камня. На отвесных скалах, на довольно большой высоте в камнях выбиты крупные иероглифы. Вот же ж кто-то не поленился. Часто попадаются домики где можно поесть, молельни, и ещё какие-то заброшенные дома неясного назначения.

Постепенно темнеет, а дорога становится всё круче и круче:

И круче, и круче:

И вот мне становится уже просто страшно огядываться назад:

Наконец-то выбираемся из этих каменных мешков, и вокруг появляются типично горные пейзажи:

И уже в полной темноте мы добираемся до нашего ночлега:

Собственно ночлег — тройной домик справа:

И скорее спать: завтра мы идём встречать рассвет!

17 сентября. Горы Хуашань.
Подъём. Сегодня нам предстоит обойти четыре пика Хуашани и затем перелететь на самолёте в один чУдный городок. В окне полная темнота, так что мы наивно решили, что до рассвета у нас вагон времени.

Неспешно выдвигаемся. Опять начинаются бесконечные ступеньки. Входим в лес и тут начинает стремительно светать. Мы наращиваем скорость. Через деревья ничего не видно! Вот краешек солнца показывается из-за горы, и горизонт окрашивается в какие-то фантастические цвета. Я уже бегу, перепрыгивая через ступеньки, а смотровых площадок или даже просто открытых мест всё нет и нет. Эх! Когда через 15 минут я всё-таки доскакала до верха, солнце уже полностью вышло и фиолетово-розовые переливы сменились на ровный жёлтый свет. Мораль: выходить встречать рассвет нужно не за час, а за два как минимум!

Собственно рассвет:

Опоздали:

Торопиться больше некуда, и мы неспешно отправляемся дальше.

Очередные весёлые лесенки:

По пути я заметила, что все большие валуны аккуратно подпёрты большим количеством маленьких палочек. Зачем? Удержать они его всё равно ничего не смогут. Предотвращают вымывание почвы? Не знаю. На фото ниже — камень размером в высоту больше меня:

Минилаб над пропастью. За энную сумму денег этот дяденька сфотографирует вас на фоне гор, тут же распечатает и заламинирует:

Возвращаемся обратно, в то время как основная часть народа только начинает восхождение:

Из окна самолёта:

18 сентября. Яншо.
Яншо — это чудесный туристический городок. Очень маленький и уютный, окружёный красивейшими карстовыми холмами. Здесь всё заточено под туриста: многие говорят по-английски, на каждом углу можно найти едальню с европейской кухней (по утрам я вкушала исключительно французские завтраки 🙂 ). Да и вообще куда ни глянь — сплошь белые люди.

Улочка, на которой мы жили:

Поскольку турист — главный источник дохода, разнообразных побрякушек тут продаётся море.

Мне вот оченно эти глиняные фигурки понравились, но не купила, потому что побоялась, что не довезу.

Вееров множество всяких разных, половина из них, конечно же, из «натурального» шёлка и бамбука.

Вид с набережной:

Погуляв немного по городку, отправились к местной досстопримечательности — Лунному холму. Это такой вполне себе типичный холмик, но со сквозной дырочкой посередине.

Оттуда махнули к большому баньяну:

А потом кататься по реке на таких вот лодочках:

С лодочками вышло смешно. Примерно через 5 минут после отплытия мы пришвартовались к берегу обратно, где под бодрые крики капитана нас выгнали в ближайшие бамбуковые заросли, а лодка скрылась за ближайшим поворотом. На недоумённые вопросы тётенька кондукторша с улыбкой ответила, мол, пришёл сигнал что по реке едет полиция, а поскольку мероприятие наше не совсем законно, надобно нам его в кустах пересидеть. Ну, деваться некуда, стали ждать. Пока скучали на берегу, заметили нечто медленно двигающееся в воде. Оказалось, местные коровы (яки?) тяжело переносят жару и предпочитают сидеть в воде по самые ноздри. А если надо куда пойти, то так и бредут в воде — река-то мелкая.

Спустя сорок минут, мимо нас наконец-то протарахтела на моторке эта полиция, и мы смогли отправиться дальше.

А вот это плавсредство крайне распространено на мелких китайских речках — бамбуковый плотик. Может даже преодолевать небольшие порожки:

По пути останавливались на специальном полуострове — миниаттракционе для белых людей: посидеть на корове, попробовать жаренных креветок и погладить птичку-рыболова:

Вскоре стемнело, и мы поплыли обратно.

19 сентября. Яншо.
Итак, сегодня у нас велопрогулка вдоль реки. По смешной цене (40рублей) берём на прокат велики и едем. Почему так дёшево? Все очень просто. В залог они берут 200 юаней (две сотенные бумажки, по нашему примерно 800р), которые отдают по возвращению велика. Естественно, возвращают фальшивые. Об этом мы, правда, узнали гораздо позже.

Продают у дороги:

А эта птица, похожая на пеликана, используется для ловли рыбы. Горло ей слегка утягивают и пойманная добыча застревает. Удочки — это прошлый век.

Бамбуковые плотики. Очень лёгкие, но выдерживают трёх человек с велосипедами, а может, даже и больше:

Это я в деревне тарантайку увидела:

Мы, неграмотные жители столицы, так и не поняли кого китайцы вместо коров используют (речные буйволы?):

20 сентября. Яншо.
Пейзажики:

По пути нашли развлекаловку — платная рыбалка. В небольшом пруду плавает стая разнообразных рыб, довольно приличного размера. Вам дают удочку, наживку, и сидите-удите хоть весь день. Счастье это тоже практически бесплатное — 40 рублей, но при этом пойманную рыбу вы обязаны отпускать обратно. Оставить её себе и зажарить тут же на прилагающейся сковородке тоже, конечно, можно, но за гораздо большие деньги. Мне там очень понравилось: лежишь себе в плетёном креслице в тенёчке (а на солнышке все +40 будут), приятный ветерок с воды обдувает, и краем глаза наблюдаешь как товарищ напротив пытается хитрую рыбу на крючок заманить.

Одну-таки поймали:

А это уже на обратном пути. Вечереет:

Встретили оголтелых чудиков. Им навстречу попалась машина — минут 5 разойтись не могли. И, заметьте, если куда направляются — все головы в одну сторону повёрнуты:

21 сентября. Рисовые террасы.

Террасы, надо сказать, были неблизко. Ну нам-то не привыкать три часа ехать. Встали как обычно утречком и отправились.

Яншо утром:

Привезли нас в небольшую деревушку Пиньян, расположенную среди живописных холмов, окольцованных рисовыми полями. Место это крайне популярное среди туристов, коих тут немало. Сама деревушка приспособлена под обслуживание: ресторанчики, гостиницы, сувениры всякие.  Поэтому фото ниже не стоит воспринимать как типичный вид сельского поселения.

Вот такие домики:

Везде сушат перчики, арахис и ещё что-то неидентифицируемое:

Если вам тяжело подниматься к смотровым площадкам — донесут. Смотреть конечно на это неприятно было: одного толстого пятидесятилетнего лощёного европеца тащат на своих горбах два таких же пятидесятилетних, оборванных китайца… А подъёмы-то не слабые. Живо напоминает всякие рабовладельческие картинки с неграми.

Улочка:

А это уже вечером в Яншо лазерное шоу с подсветкой холмов:

22 сентября. Фули.
Деревенька Фули находится в восьми километрах от Яншо, известна туристам как место производства вееров. Туда-то мы и направились на следущий день. Дорога была не столь живописна, да и крутить педали пришлось по оживлённому шоссе. Приехали, разыскали какую-то лавчонку, и тут же меня взяла в оборот продавщица. Это, мол, наше семейное дело (на приличном английском говорит). Вся наша семья занимается народными промыслами. Вот, бабушка склелила этот веер, а дедушка нарисовал ту картину. А дядя с тётей чудесно рисуют по шёлку, не говоря уже о маме с папой. Стоит ли говорить, что и в тысяче километров от Фули мы находили абсолютно идентично раскрашенные вееры и картинки. Трафареты им что ли всем выдают? Очарованные этим даровитым семейством, мы всё же сделали нужные (нужные?) нам покупки и порешили обратно ехать другим путём. Другой путь проходил по противоположному берегу реки, и мы воспользовались переправой. Переправой служило это небольшое судёнышко в которое, тем не менее, смогли упихнуться около полусотни китайцев с большими тюками:

Вернулись. Прогулялись еще раз по городу:

Этой же ночью мы уезжаем. Нас ждёт Гонконг. Спальный автобус снаружи выглядит как обычно, а внутри — три ряда двухэтажных коек. Не скажу, что он комфортней поезда — узкие койки, ходить негде, сидеть неудобно, но для того чтобы проехать одну ночь — самое то!

23 сентября. Гонконг.
Приехали. Заселились в местечке с гордым названием Mirador mansion (особняк). На деле это такой 16-ти этажный дом, с квадратным двориком внутри. Первый этаж отдан под разнообразные лавочки. На всех остальных сотни маленьких отельчиков + жилые квартиры. Местечко пёстренькое и грязненькое. Множество индусов и каких-то тёмных личностей. У каждого этажа по периметру идёт открытый корридор, везде понатыканы благовония и изображения индусских божков. Не привыкшая я к таким местечкам. Хозяин нашего хостела спал ночью под дверью на одеялке, наверное места не хватило — все гостям сдал. Вообще в Гонконге заметна проблема нехватки места: дома очень высокие, общественный транспорт преимущественно двухэтажный, комнатки очень маленькие. К примеру, наш двухместный номер был размером с мою ванную комнату, а уж душ совмещённый с туалетом — тот и вовсе уместился на площади меньше квадратного метра.

Особнячок:

«Да, здесь вам не Яншо!» — подумали мы и отправились гулять.

24 сентября. Гонконг.
На набережной:

25 сентября. Макао.
Макао — особая экономическая зона Китая. Бывшая португальская колония. Островной город. В Макао легализованы азартные игры и народ из Китая стекается сюда поиграть. Из Гонконга можно попасть туда на вертолёте или, что более бюджетно, на катере. Наша поездка туда получилась не слишком удачной: большую часть времени лил проливной дождь, так что уже через пару часов бродилок нам стало грустно.

Макао:

Главная улица города:

Довольно непрезентабельно домики выглядят: сильная влажность и тепло делают своё дело. Что понравилось, так это то, что частенько на крышах домов разбиты небольшие садики.

Много баньянов, некоторые буквально врастают в уличное покрытие:

Телебашня. Создается впечатление, что сделана она исключительно для увеселения туристов. И попрыгать с неё можно, и по наружней стороне походить на самом верху.

26 сентября. Перелёт в Шанхай.
Что мне понравилось в Гонконге больше всего? — аэропорт! Невообразимо большой, светлый (да-да, в последний день мы наконец увидели солнце) и чистый. Наш гейт оказался самым дальним: чтобы просто дойти до него, потребовалось минут 15-20. Говорят, на нижнем этаже (аэропорт трёхэтажный) есть даже мини метро.

В Шанхай прилетели уже затемно. Нашли весьма скромную гостиницу прямо на на главной улице, в 10 шагах от метро.
Всё-таки в Китае с гостиницами все очень хорошо. В центре, со всеми удобствами и за умеренные деньги совершенно без проблем найти.

27 сентября. Шанхай.

Мммм… Шанхай…

Телебашня. Жемчужина востока:

Виды из неё:

28 сентября. Сучжоу.
Есть такой город недалеко от Шанхая. Довольно крупный, густо оплетённый сетью водных каналов. Некоторые даже сравнивают его с Венецией. Но мы поехали туда не за этим. Мы поехали туда, чтобы смотреть знаменитые китайские сады, коими Сучжоу богат и славен. По хорошему, каждый сад требует вдумчивого изучения и медитативного созерцания. В следущий раз я обязательно останусь там на несколько дней. Собственно картинки:

29 сентября. Шанхай. День последний.

А последний день мы посвятили бурному шоппингу, так что разнообразия фотографий не будет: